Наша история
Сейчас АО «ПО «Бежицкая сталь», входящее в Трансмашхолдинг, является одним из крупнейших предприятий России по производству стальных отливок. За более чем восемь десятилетий своей истории, предприятие стало одним из брендов региона, известных далеко за его пределами. А начинался этот славный путь в первой трети XX века, на окраине промышленного города Бежица, где местному железнодорожному производству стало тесно в старых цехах.
От лесов до Мартена
Шла первая пятилетка. Страна взяла курс на индустриализацию. Новые заводы появлялись в разных регионах Советского Союза. Но резкий экономический рывок был невозможен без развития инфраструктуры и в первую очередь железнодорожного транспорта — страна нуждалась в большем количестве вагонов и паровозов. Одной из точек на карте страны, где должно было вырасти новое производство, стала окраина Бежицы — промышленного города, появившегося за полвека до того недалеко от Брянска.
Одной из основных причин строительства мощностей на новой площадке стала невозможность решать возникающие вопросы на существующих производствах. Функционировавшие в регионе Радицкий вагоностроительный завод (переименованный в завод имени Урицкого) и Брянский рельсопрокатный железоделательный и механический завод (с 1920-х годов — «Красный Профинтерн») уже не удовлетворяли возрастающих потребностей в металле и номенклатуре готовой современной железнодорожной продукции.
Стройке предшествовало обсуждение — строить на новом месте или пытаться реконструировать старые мощности, хотя уже тогда было отчетливо видно, что неоднократные попытки реконструировать производство не давали должных результатов. К сожалению, быстро осуществиться задуманному помешали административные вопросы. В 1929 году Брянская губерния как административно-территориальная единица была ликвидирована, и Брянщина вошла в состав Западной области с центром в Смоленске. Это, в свою очередь, привело к перетряске всех планов, включая пятилетний.
Так или иначе, в начале 1930-х годов, пока на территории строительства будущего предприятия в Бежице велись подготовительные работы, в верхах неоднократно определялась и уточнялась его проектная мощность, характеристика и номенклатура изделий, сроки окончания строительства и название предприятия. Изначально первое литье производство должно было дать в августе — октябре 1932 года.
Основная номенклатура — литые вагонные тележки и автосцепки, которые преимущественно предназначались заводам «Красный Профинтерн» и имени Урицкого. По плану, озвученному одним из первых директоров «вновь строящегося фасонолитейного завода» Оболонковым 31 декабря 1931 года, «предназначенный к постройке летом 1932 года новый фасонолитейный завод имел громадное значение для нашего транспорта».
Но лишь 10 февраля 1932 года Совет труда и обороны наконец подтвердил свое решение от 1931 года о строительстве в Бежице завода литых тележек и автосцепки. Поначалу масштабной стройке постоянно не хватало материалов, механизмов, у рабочих преобладал ручной труд, зачастую плохо организованный. Но постепенно ситуация стала исправляться. Прибывающих на строительство селили в общежитиях, бараках и на частных квартирах, обустраивали их труд и быт. Строители и будущие заводчане съезжались со всей страны.
Начальником производства был назначен инженер-мартеновец В. Вонифатьев. Важность стройки подчеркивает тот факт, что на объект приезжал с осмотром председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б)и по совместительству руководитель Транспортной комиссии ЦК ВКП(б) Лазарь Каганович.
Первая плавка
Четыре года понадобилось, чтобы пройти путь от первой лопаты до первой плавки металла. Как вспоминали участники тех событий, смена в ночь с 28 на 29 сентября 1935 года затянулась. С напряжением эксплуатационники и строители ожидали выпуска первой плавки. До последнего момента проверялась работа механизмов мартеновских печей, в особенности кранового оборудования, чтобы все прошло без эксцессов.
Ветеран труда Петр Козлов, работавший бригадиром формовщиков, вспоминал: «Мы ждали первой плавки, ведь от нее пойдет исчисление возраста завода». Десятки гостей присутствовали на площадке у мартеновской печи.
Снова и снова подручный сталевара брал пробу. Невозмутимым казался лишь сам сталевар — Петр Максимович Гаврилов. Начальник литейного цеха Вонифатьев и начальник плавильного цеха Иванов смотрели в печь сквозь синие стекла, подолгу советуясь друг с другом. И вдруг раздались четыре резких удара по рельсу — это сигнал: приготовиться к выпуску металла. Последние приготовления: осмотр ковша, форм. И... лом легко входит в заделанное выпускное отверстие и открывает дорогу огненному потоку стали, льющейся по желобу в ковш.
Все затихли, жадно, неотрывно рассматривая чудесное зрелище. И только тогда, когда ковш был наполнен доверху, Вонифатьев бросил в него свою фуражку, и громкое «урааа!» пронеслось по цеху. Ковш поплыл к изложницам и налил их до края кипящей жидкой сталью. Долго гремело «ура» под стенами плавильного... Мастером бригады, совершившей первую плавку, был Борис Локтюхов. В ту смену были отлиты бюсты Ленина, Сталина, вагонное колесо, комплект автосцепки, памятная доска. Праздничное настроение быстро сменилось трудовой напряженностью, до конца года было необходимо запустить еще две печи, что успешно было сделано.
На месте некогда росших сосен и елей на окраине Бежицы зашумел фактически новый завод. Официально, с этого момента до 1938 года, новое производство числилось цехом No 1 завода «Красный Профинтерн», хотя уже прижились наименования «фасонолитейная» и «завод».
Развивая производство
В 1936 году город Бежица был переименован в честь наркома промышленности Серго Орджоникидзе. Так что недавно открытый цех стал именоваться Орджоникидзеградским. В этом году в нем строили еще две мартеновские печи — № 4 и 5. Перед тем как начать их кладку, был учтен опыт работы трех действующих печей, их конструктивные недостатки, и это позволило внести ряд значительных улучшений. Но не все ладилось в сталелитейном производстве в первый год эксплуатации. Брак поглощал средства, срывал выполнение госпрограммы, задерживал рост заработной платы.
Дирекции завода было предложено послать группу инженерно-технических работников на другие предприятия для заимствования опыта. Совершенствовались организационные процессы — паспортизация оборудования, выявление и подсчет потерь, нормирование, разработка технологического процесса и расчет мощностей. В итоге количество брака стало постепенно снижаться, оживилась рационализаторская работа.
Например, В. Григорьев — инженер-литейщик (окончил институт в 1935 году) годом позже уже работал в новом цехе над освоением совершенно нового в стране вида производства — литой тележки.
Стахановцы
29 сентября 1936 года главная местная газета «Орджоникидзеградский рабочий» почти весь номер посвятила трудовым итогам первого года завода литых тележек и автосцепки, «строившегося по последнему слову техники, оснащенному новейшими импортными и отечественными машинами». Рабочие молодого производства подхватили и знамя стахановского движения, активно развернувшегося в стране. Среди особо отличившихся заводчан были Пызин, Лапеко, Печкуров, Поляков, Крупина и многие другие. Они выявляли резервы станков и оборудования для увеличения количества и качества номенклатурной продукции.
В середине января 1937 года на областном совещании руководителей работников промышленности с участием стахановцев обсуждались письмо наркома С. Орджоникидзе и призыв донецких сталеваров, обязавшихся досрочно выполнить план 1937 года и призывавших последовать их трудовому примеру.
Работники сталелитейных цехов Орджоникидзеграда, изучив письмо наркома и обращение сталеваров-стахановцев Донбасса, заключили между собой договор о социалистическом соревновании.
Уже через несколько дней сталевар Лапеко добился съема 8,7 тонны стали с одного кв. метра площади пода печи, а Дмитриев за 5 часов 45 минут сварил более 33 тонн, сняв с одного кв. метра пода печи 9,3 тонны стали.
В феврале 1937 года на новом производстве работали уже 93 стахановца и 195 ударников, среди которых были и отдельные работники, и целые стахановские бригады.
Самостоятельный завод
В эти годы на большой территории завода продолжалось строительство новых производственных корпусов. Работники осваивали новые сложные, но необходимые специальности и технологические процессы. Росло и количество рабочих. Сталелитейный цех, находившийся на приличном расстоянии от «Красного Профинтерна», активно нуждался в управлении на месте, в самостоятельном планировании и возможности решения ряда вопросов напрямую.
И 10 апреля 1938 года цех стал самостоятельной производственной единицей — Орджоникидзеградским сталелитейным заводом. Врио директора вновь образованного завода назначили М. Володина. На решение кадровых вопросов отвели лишь декаду. Главной задачей, которую руководство страны поставило перед созданным предприятием, было «добиться ликвидации узких мест на участках завода».
Работу по выполнению поставленных задач вели в духе времени и по направлению выявления «вражеских элементов и ликвидации последствий вредительства» — некоторым сотрудникам заводоуправления брак стоил и членства в партии, и должности. Впрочем, больший эффект приносил труд самих работников завода по совершенствованию производства.
Проблемы постепенно устранялись, и накануне Великой Отечественной войны молодое предприятие давало стране уже 100 тысяч тонн жидкого металла, 14 700 комплектов автосцепки и деталей тележки.
Сороковые-роковые
Начавшаяся война разрушила мирный труд стальзавода. В первые дни Великой Отечественной бежицкие сталелитейщики удвоили производительность труда, чтобы дать стране столько стали, «чтобы ее хватило залить кровожадную глотку фашистской гадине», - как говорил Серафим Родионов, возглавлявший в то время завод. Но в тот момент Красная Армия была вынуждена отступать.
Современное, по тем временам заводское оборудование, пришлось демонтировать и перевезти в Нижний Тагил, где в июле 1941 года «Уралвагонзавод» переоборудовали в предприятие по производству танков. Более 25 тысяч Т-34 сошли с его конвейера до конца войны. Большая заслуга в этом принадлежит и бежицким сталелитейщикам.
Гитлеровцы оккупировали Брянск 6 октября 1941 г., Ордженикидзеград был переименован ими в О-град, впрочем, лишенный своего промышленного сердца город представлял для них малый интерес.
В это время сотни заводчан ушли в леса сражаться в партизанских отрядах. Одной из первых стала группа под руководством Дмитрия Пуклина. В короткий срок она превратилась в хорошо вооруженную роту и вошла в состав партизанского отряда Виноградова.
Брянский лес превратился для оккупантов в неприступную зеленую крепость. Не один вражеский эшелон пустили под откос стальзаводчане-минеры М. Матюшин, А. Петрушин, Н. Савкин, Е. Ревенко, А. Волчкова, П. Бурлаков. В период «рельсовой войны» отважно сражались с врагом сталелитейщики И.А. Самойленко, М. Маркелов, слесарь мартеновского цеха Д. Сапегин, Г. Сидоров, Н. Соснин, З. Авчинникова, подрывники Ю.М. Протопопов, С.С. Лисичкин и многие другие.
Второе рождение
В города Брянск и Бежица Красная армия вошла 17 сентября 1943 года. Страшное и печальное зрелище представлял из себя бывший промышленный центр.
Одна из жительниц так писала в те дни своей родственнице, сражавшейся на фронте: «...Жаль больших зданий. Вообще, милая Анечка, Бежицы не узнаешь. Я первый раз, как вор оглядывалась. Но сейчас стала смиряться. Очень дико мне и не верю своим глазам, чтобы из такого красивого города, что получилось...». Заводские территории были захламлены и загажены, в центре города одиноко стояли растрескавшиеся коробки больших зданий.
Программа ликвидации в кратчайший срок последствий гитлеровской оккупации была выдвинута в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(6) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В соответствии с ним бюро Орловского обкома партии в октябре 1943 года приняло решение о восстановлении заводов «Красный Профинтерн» и сталелитейного.
Но восстановительные работы на предприятиях начались гораздо раньше. Фактически, еще были слышны звуки удалявшейся канонады, а завод начинал оживать. Уже через несколько дней после освобождения сюда стали приходить партизаны, старые кадровые рабочие, молодёжь из ближайших населённых пунктов. Вооружившись лопатами, носилками, ломами, топорами и молотками, принялись за расчистку завалов.
Чуть позже с уральских и сибирских заводов стали возвращаться эвакуированные мастера и специалисты. С первых дней большую организаторскую работу проводил директор А.А. Гендельман. Завод приходилось строить практически заново. Рабочих не хватало, особенно мужчин. Старейшая работница начальник отдела капитального строительства инженер М.П. Соболева спустя 20 лет вспоминала, как из Москвы на грузовой машине приехала на предприятие: «Вечером 20 февраля машина со строительным войлоком, ватой, мылом въехала на БСЗ. Утром увидела руины. Сделано мало. Нет людей, материала, транспорта, машин, горы мусора. Почти одни женщины, многие в лаптях».
Надо было всё поднимать из развалин. Для заводских служб и подсобных помещений построили временные сооружения. Из восьми каркасов двухэтажных деревянных бараков семь взяли для восстановления здания заводоуправления, проходной, бытовок, газогенераторной станции. Восьмой барак позже отремонтировали и обложили кирпичом, сделали пристройки. В этом здании разместился клуб.
Помещения стеклили армированным стеклом, частично уцелевшим на фонарных переплётах крыши второго корпуса, а отапливали железными печурками. Столовая находилась в подвале, здесь же проходили собрания. Работали по 10-11 часов, привычными были субботники и воскресники.
Как итог, 25 декабря 1945 года выплавили первые тонны жидкой стали. Высокая честь варить первую сталь была доверена мастерам - старым кадровым рабочим Анохову и Мельникову.
В 1947 году заводской коллектив возглавил опытный инженер-металлург, А. Ф. Аверин. Уже в 1949 году объемы производства на заводе достигли предвоенного уровня. А в 1954 году было освоено производство новых букс для пассажирских и грузовых вагонов, что позволило увеличить скорость, вес и длину поездов. Спустя три году на заводе была установлена линия непрерывной разливки стали, успешное освоение которой явилось началом внедрения передовой технологии.
По инициативе А.Ф. Аверина был построен цех силикатного кирпича. Рабочие получали ссуды и кирпич для строительства жилья. Брянский микрорайон «Новый городок» был, по сути, заложен бежицкими сталелитейщиками.
Стабильное развитие
2 июня 1956 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР произошло объединение Брянска и Бежицы в один город. Впрочем, стальзавод сохранил свое наименование – Бежицкий, подчеркивая тем самым особый статус для жителей. Так с тех пор и повелось, что хоть завод и брянский, но сталь – бежицкая.
В 1956 году заводчане приступили к освоению технологии по выпуску тяжелых тракторов. Однако, решением Правительства СССР, построенные цеха были переданы вновь созданному Брянскому автомобильному заводу, выпускавшему тракторов Т-180.
В 1960 году звание Герой Социалистического труда удостоена стерженщица литейного цеха №1 Мария Андрюхина.
За высокие показатели в труде коллектив завода 7 раз завоевывал Переходящее Красное Знамя РСФСР. В 1962 году выплавка стали выросла почти в 3 раза по сравнению с 1952 годом, а производство стального литья в пять раз. Эти достижения явились результатом внедрения нового оборудования и постоянного совершенствования заводской инфраструктуры.
В 60-е годы завод освоил выпуск задвижек для трубопроводов нефтегазовой промышленности и атомных электростанций, а также выпуск автосцепки по изобретению начальника конструкторского бюро Эдуарда Дзятко. Задвижка с маркой БСЗ отправлялась в десятки стран мира и пользовалась повышенным спросом.
В 1966 году директором завода назначен Евгений Константинович Аверин. Как и его предшественник-однофамилец, он много сделал для технического перевооружения предприятия. Новой вехой в истории стало строительство третьего литейного цеха. С его пуском в эксплуатацию, выросло не только количество литья, но изменилась технология и способы производства. Евгений Константинович Аверин награжден Орденом Ленина.
Освоенные заводом новые марки стали, позволили резко повысить механические свойства, надежность и качество литья, что привело к увеличению скорости тяжеловесных поездов. В семидесятые годы сталевар мартеновского цеха Петр Карзанов удостоен звания - Герой Социалистического труда. За годы пятилеток кавалером орденов Трудовой Славы трех степеней стал модельщик Виктор Логванев. За создание новых узлов автосцепки и новых сталей завод был удостоен 4-х серебряных медалей ВДНХ.
В 1985 году Бежицкий сталелитейный завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
День сегодняшний
В 2002 году Бежицкий сталелитейный завод вошел в состав Трансмашхолдинга, что позволило добиться эффективности производственного процесса, увеличения заработной платы, технического перевооружения производства.
В рамках первого этапа модернизации производства в ЛЦ-3 была установлена современная автоматическая формовочная линия «Кюнкель-Вагнер», 3 электропечи ДПС-15 емкостью 15 тонн.
Обновилось и наименование завода. БСЗ превратился в «Бежицкую сталь» и носит новое имя с 2015 года. Сейчас производственный процесс не ограничивается лишь изготовлением отливок. Взят курс на проведение на предприятии максимально возможного количества технологических операций по механической обработке литья, чтобы потребителю оставались лишь финальные действия.
Благодаря инвестиционной программе Трансмашхолдинга на базе брянского предприятия создается Центр компетенции стального литья и его механической обработки. В результате завод должен стать единым производителем для предприятий холдинга.
Бежицкая сталь начала отливаться в годы первых пятилеток, прошла закалку в горниле Великой Отечественной войны, завоевала свое место в производственном процессе многих вагоностроительных заводов страны и мира. Сегодня «Бежицкая сталь» - это и завод, и бренд, означающий качественное вагонное литье, произведенное в Трансмашхолдинге.