В технической дирекции есть специальная конструкторская группа модельно-стержневой оснастки, в неё входит 5 человек. Эти люди прекрасно умеют взаимодействовать как с чертежами на плоскости, так и с объёмными моделями. Чтобы визуализировать и создать образ будущего изделия, работа ведётся в специальной 3D программе на компьютере. Мелочей здесь не бывает – всё предельно точно, до доли миллиметра. Ведь любой просчёт потенциально приведёт к браку конечного продукта, поэтому на конструкторе лежит огромная ответственность.
Однако конструкторы не только создают 3D модели будущих изделий, но и учитывают ещё множество факторов. Например, из какого материала изготовят образец – из фанеры, пластика или алюминия. От этого зависит срок службы, способ применения, сроки и стоимость изготовления оснастки. Технологи присылают конструкторам техническое задание, а те уже разрабатывают модель с учётом всех пожеланий и нюансов. Документация передаётся в ремонтно-инструментальный цех, но прежде – согласовывается с технологами технической дирекции и бюро по м/о.
В РИЦ принимают документы с приложенными математическими моделями. По ним образцы будут изготавливать на ЧПУ-станках. В основном материалом служит модельный пластик, но также вытачивают изделия из алюминиевого сплава. Такие модели служат дольше.
Вся оснастка, задействованная в производстве, периодически подвергается контролю с помощью 3D-сканера. Машина «разглядывает» рабочую модель досконально, а результаты отправляет конструкторам. Они анализируют данные и сравнивают с изначальной разработкой. В случае несовпадения модели математической и реальной конструктор проводит корректировку 3D образца.
В настоящее время конструкторы проверяют модельно-стержневую оснастку на отливки боковой рамы и надрессорной балки для того, чтобы изготовить дублёры моделей. Но проводится также много работы по изготовлению проектов новой номенклатуры. Вот уж где для конструкторов непаханое поле! Ведь планируется постановка на производство нескольких десятков новых деталей. Конечно, многие из них похожи на те, что уже выпускаются серийно «Бежицкой сталью», но есть и совсем новые. На данный момент разрабатывается оснастка для номенклатуры БМЗ и ДМЗ, ранее изготавливаемая на других заводах.
Кропотливая работа инженеров-конструкторов на первый взгляд неприметна. Но воплощённым результатом этого труда являются правильные, совершенные детали, используемые в вагоностроении. Достаточно просто внимательно посмотреть на сложный механизм вагонной тележки, чтобы восхититься полётом инженерной мысли, благодаря которой стали реальностью созданные человеком чудеса.